Непоседы
В данном блоге вы получите консультации как преодолеть трудности в воспитании и развитии детей с нарушением зрения.
Страницы
- Видео - занятия для дошкольников по лексическим темам
- Игры и упражнения в период плеопто - ортоптического лечения
- Видео занятия для школьников
- Игры на развитие мелкой моторики
- Зрение ребёнка
- Игры на развитие навыков ориентировки
- Игры на развитие зрительного восприятия
- Кратко о себе
- Презентации по конструированию и ручному труду
- Академия детства для родителей
суббота, 20 апреля 2024 г.
вторник, 15 августа 2023 г.
понедельник, 19 сентября 2022 г.
вторник, 13 сентября 2022 г.
Виды упражнений для снятия зрительного утомления вместе с ребенком "Легко и просто".
1.«Темное расслабление». Ребенок закрывает ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять).
2.«Диагонали». Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, то же самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в верхний левый угол, поморгать 3 раза, то же самое повторить с переводом взора в правый верхний угол.
3.«Удивление». |
4.«Расслабление». |
5.«Моргание». |
7.«Горизонтали». |
8. «Вращение». |
9.«Косые
глаза». |
10. «Метка на стекле». |
11. «Круговое движение головы». |
12. «Двоение
в глазах». |
Рекомендации на летне – оздоровительный период для родителей старших дошкольников
Уважаемые родители!
1.Соблюдайте рекомендации врача офтальмолога в летний период: постоянное ношение очков и окклюдоров, если это ребенку рекомендовано.
2. Продолжайте максимально ограждать ребенка
от компьютера, гаджетов и телевизора до гигиенически рекомендуемых норм (30
минут в день — детям до 6 лет). После зрительной нагрузки не забудьте про выполнение
зрительных упражнений для снятия зрительного утомления: Предложите ребенку
посмотреть вверх и вниз до 10 раз, перевести взор влево – вправо до 10 раз,
посмотреть в окно найти предметы расположенные далеко и затем близко, поморгать
глазами около 1 минуты, просто посидеть с закрытыми глазами 1-2 минуты.
3. Не рекомендуется допускать
значительных отклонений в режиме дня. Время пробуждения и отхода ко сну должны
быть такими как в детском саду: соответственно 7.00 и 22.00 часов.
4. Питание ребенка должно содержать
достаточное количество молочных и мясных продуктов, свежих фруктов и овощей.
Лето — самый благоприятный период для восполнения недостатка витаминов.
5. Летом дети должны находиться на свежем
воздухе как можно дольше. Прогулки, игры на свежем воздухе должны быть
ежедневными.
Детям с расходящимся косоглазием полезны
игры с мячом внизу, тоже с соблюдением окклюзии на больном
глазу: «Футбол», «Кто быстрее прокатит
мяч, через препятствия», «Попади в лунку
(ведро)», «Догони мяч», «Скати мяч с возвышенности (с горки, по доске)», «Отбей
мяч от пола» - стоя, при ходьбе, с проговариванием стихов. Полезно рисование на
песке, выкладывание узоров на земле из природного материала, строительство
построек из песка.
6. Во время прогулок обращайте внимание
детей на окружающие предметы и объекты: повторяйте с ребенком цвета и оттенки,
спрашивайте о форме предмета, определяйте величину «большой – маленький,
высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий», чтобы ребенок сохранил
свои знания полученные на занятиях.
7. Не забывайте предлагать ребенку:
- Рисовать по точкам, раскрашивание
карандашами контурных изображений.
-Лепить простые поделки.
-Работать с ножницами: Вырезать круглые
и овальные формы из квадратов и прямоугольников, резать по линиям прямым,
ломаным, волнистым; сворачивать листочки квадратной и прямоугольной формы
пополам совмещая углы и стороны, проглаживать и разрезать по линии сгиба.
-Выполнять простые и сложные постройки
из строительного конструктора и лего – конструктора.
воскресенье, 8 мая 2022 г.
Особенности коррекционных образовательных онлайн – занятий с детьми с ЗПР и умственной отсталостью.
Проведение онлайн
занятий с детьми задержкой психического
развития и умственной отсталостью проводятся с учетом их особенностей. В
таблице четко видно, в чем наблюдаются
различия между этими двумя нарушениями в развитии детей.
ЗПР |
Умственная
отсталость |
Обратимые состояния |
Необратимое нарушение |
Парциальность |
Тотальность |
Развитие мозаичное (скачками) |
Развитие иерархическое – диффузное повреждение коры ГМ (головного мозга) |
Высокий уровень познавательных возможностей – детям свойственно развитие
навыков абстрагирования, отвлечения, синтеза, анализа, сравнения, обобщения |
Низкий уровень познавательных возможностей, который в большинстве случаев
не поддается коррекции Отсутствие навыка
установления связей причина-следствие и обобщения информации |
Поддается коррекции, для развития разных форм мыслительной деятельности
характерна скачкообразная динамика |
В большинстве случаев коррекция мыслительной деятельности не
сопровождается успехом |
Страдают предпосылки на интеллектуальную деятельность: фонематический
слух, зрительно-двигательная координация, восприятие, внимание |
Страдают функции мышления |
Игровая деятельность способствует к развитию |
Игровая деятельность может послужить поводом для отказа выполнения
занятия, особенно если задание по уровню сложности находится за пределами
возможностей ребенка |
Дети интересуются предметно-манипулятивной деятельностью, при правильно
поставленной цели можно достигнуть хороших результатов в коррекции |
Полное безразличие к игровой и
предметно-манипулятивной деятельности |
Проявляют яркие эмоции, могут сосредоточиться на выполнении задания |
Слабо развитая эмоциональная сфера, дети часто отвлекаются при выполнении
заданий |
Овладевают навыками изобразительного искусства |
Без обучения не проявляют интерес к рисованию, редко проявляются штампы:
простые домики, произвольное черкание, хаотичное изображение букв или цифр |
Отсутствие диспластичности в соматическом облике ребенка |
Проявляется диспластичность |
Нет грубых проявлений в неврологическом статусе |
Наблюдается часто гипотрофия некоторых частей языка, асимметрия лица,
венозная сеточка на переносице или висках |
Учитывая все выше сказанное, теперь рассмотрим
особенности проведения занятий онлайн.
1 Для занятий педагогу в первую очередь необходима онлайн платформа,
которую выбирает каждый специалист самостоятельно для себя, в которой удобно
работать: Zoom, Skype, Mirapolis и
многие другие.
2. Специалисту необходимо иметь
определенную наработанную базу: фото, видео, презентации, которые с экрана
воспринимаются на хорошем уровне и демонстрируются как для ребенка, так и для
родителя. Обязательно определяется и подбирается аудио информация, которая
накапливается как ресурс, так как работа на одних и тех же пособиях, может
привести к быстрому выгоранию самого педагога и ухудшает качество усвоения
знаний для ребенка.
При работе в онлайн формате с
родителями и ребенком есть определенная специфика:
-Родители хорошо понимают, что есть камера, микрофон,
компьютер. Но камера имеет свойство снимать все, что находится и происходит за
спиной. Например: камера транслирует
занятие, которое проходит из жилой комнаты, где стоит компьютер около
зеркала, в котором отображается каждое действие. И это может отвлечь ребенка и самого
родителя. А родитель должен вовремя среагировать, и помочь ребенку не дать
переключиться на отвлекающие моменты в изображении с экрана. Педагог, должен
заранее продумать такие моменты и дать инструкцию родителю, что сделать, чтобы
ребенок вновь включился в занятие. Либо переключить ребенка на двигательную
активность, либо наоборот применить упражнение, для успокоения и снятие
возбуждения у ребенка.
И что для этого может стать хорошим помощником и
педагогу, и очередь родителю, следующие
средства и материалы:
Учитывая,
что дети с ЗПР и у. о., чаще еще
имеют определенные особенности: у
большинства из них наблюдается СДВГ, у них нет самоконтроля, отсутствует
желание сосредоточиться, еще можно наблюдать неадекватные двигательные реакции.
В этом случае задача
родителя и педагога усадить ребенка с СДВГ на занятие спокойно. Но сразу это сделать невозможно на онлайн – занятие. Поэтому надо дать ребенку определенную двигательную
активность. И для этого надо
использовать определенные двигательные техники, которые будут чередоваться. Поэтому для занятий дома в режиме онлайн, родителям необходимо будет
приобрести дополнительное оборудование: мячи разного размера и массы (легкий и
тяжелый) (баскетбольный, для йоги, пилатеса и так далее). Хорошо иметь
маленький бытовой батут, музыкальные паузы (аудиозаписи) для двигательной
активности и деятельности по правилам. При проведении упражнений на специальном
оборудовании родители должны осознавать, что ребенку нельзя уходить в
беспорядочную двигательную активность. Поэтому педагог продумывает и предлагает
эти упражнения родителю, а родитель пробует использовать задания, которые должны помогать быстро и
хорошо вернуть ребенка к рабочему состоянию.
Поэтому для проведения онлайн занятий педагогу надо
продумывать не только наполняемость учебного материала, но и задания, где бы двигательная активность
сочеталась с когнитивной деятельностью.
Например: Педагог предлагает родителю поиграть с
ребенком в мяч, но дает при этом задание: «бросаем мяч, проговариваем словарные
слова» или «запоминаем текст четверостишья», «выполняем устный счет»,
«произносим звуки, чередуя свистящие и шипящие» и так далее. Подборка упражнений зависит от цели занятия и
задач, поставленных педагогом.
Еще необходимо
сделать подборку музыкальных пауз, которые должны быть разнообразными.
Например, мелодии могут быть медленными, успокаивающими или активно – ритмическими,
для того чтобы помочь ребенку активизироваться. Все зависит от особенностей
ребенка, одного ребенка надо растормошить, а другого ребенка наоборот
успокоить. В этом случае педагог может включить музыку, вывести звук на экран и
дать родителю обратную связь, что он должен делать. Например, если ребенок возбудился,
то родитель усаживает его на фитбол, раскачивает его под спокойную музыку,
мягко и плавно успокаивает, но для этого
понадобиться определенное время. Поэтому структура занятия может нарушиться и
пойти не по плану педагога. И педагог должен быть готовым к этому.
Если же ребенок вялый, не готов к работе, не активный,
эмоционально не настроен. То в таких случаях сначала надо наоборот повысить двигательную активность.
Надо его простимулировать.
Поэтому если
начался эфир занятия, а ребенок
«расплылся». Занятие необходимо начинать с двигательной активности
(кинезиологических упражнений, Су Джок, мячей, пружинок).
Таким
образом, кроме подготовки материала к занятию, надо продумать какие упражнения
педагог будете использовать дополнительно в помощь родителю.
Во
время трансляции занятия можно вести пометки в чате (как ребенок себя
вел, как реагировал на задания во время занятия) или же вести отдельный журнал наблюдений, чтобы
родитель не видел. Это зависит как от
самих родителей, так и от детей. Не каждый родитель может спокойно отнестись к
записям педагога. Чаще родители иначе воспринимают своего ребенка, и считают,
что у него все получается или его знания соответствуют норме. Но есть родители, которые во время занятия могут
не обратить внимания, на многие состояния ребенка, его успехи и неудачи. Чаще
родители считают, что ребенок все выполнил и справился отлично. Пока педагог не
укажет, что было выполнено правильно, а что нет. В этом случае педагогу надо
самому выбрать форму взаимодействия.
Например:
можно прописать в чате для родителей, что успели сделать за занятие. А что нет.
Таким образом, родитель получает определённую карту, наглядно видит, чем
занимались и что сделали, как бы видит структуру занятия. Потому что родитель непосредственно участвует
в этом процессе.
Ведение записей в чате
позволяет педагогу отмотать записи назад и увидеть, что раньше выполнял
ребенок и что выполняет сейчас и обратить внимание родителя на динамику.
И, конечно же, должна вестись обратная связь
родителей с педагогом, через съемку видео выполнения заданий с ребенком дома
самостоятельно для закрепления материала.
Еще один нюанс при проведении онлайн занятий, педагог должен учитывать
состояние не только ребенка, но и родителя. Как родитель чувствует себя физически и
эмоционально, потому что успех занятия будет зависеть и от родителя. Насколько
родитель готов продуктивно поработать на онлайн - занятии, возможно родитель эмоционально разбит, устал, у него мысли о
другом, но только не о занятии. Это
очень важно, потому что дети тоже считывают информацию с родителей и чаще их поведение на таких
занятиях зависит от родителей.
Педагог
должен всегда учитывать, что мама особого ребенка знает какой тяжелый у нее
ребенок. И если он видит, что мама не в
настроении, ее всё раздражает, и она сама на грани эмоционального всплеска, то
в такие минуты, лучше не нагнетать обстановку, а лучше предложить вместе с
ребенком послушать спокойную музыку и ориентироваться на то задание или
упражнение, которое хорошо получается у
ребенка. Одним словом всегда при проведении занятий необходимо учитывать
состояние родителей.
Еще один необходимый момент при
проведении онлайн – занятий это
использование техники «наделения»- родителя
обязанностями. Родитель должен конструктивно понимать, что от него хочет педагог, что во время занятий он
получает знания не только по развитию ребенка, но и по умению взаимодействовать
с ним, применяя все техники, проводя упражнения и выполняя задания, которые он выполнял
на занятии с ребенком. А для этого родители должны изготавливать иногда
необходимые пособия сами, для отработки трудностей у ребенка. Когда родитель
сам сделал игру, да поиграл, и увидел, что у ребенка стало получаться, тогда
родитель активно включается в онлайн – занятия, для положительного результата в дальнейшем. Поэтому хорошо,
когда родитель для педагога делает пособия на онлайн занятия, по предложенному
образцу и подробной инструкцией. Иногда, это будет стимулом проиграть в игру не
по картинкам на экране в онлайн – режиме, а поработать с натуральными
предметными картинками с мамой, поиграть с тренажером на дыхание и выполнить
практические задания для развития моторики с использованием изготовленной игры.
Поэтому родители потом начинают сами
предлагать идеи, как еще можно поиграть, используя материалы
под рукой.
Конечно, это наблюдается не у всех родителей, но есть
родители, которые заинтересованы в положительной динамике развития ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод.
К каким результатам должен стремиться педагог при проведении занятий в онлайн
режиме:
1.использовать задания и упражнения с переменой
динамических пауз для снижения утомляемости ребенка на таких занятиях.
2.Включать задания и упражнения направленные на
улучшение концентрации внимания у ребенка.
3.Регулярно пополнять материал для занятий
способствующий стабильному эмоциональному состоянию педагога.
4.Учитывать эмоциональное состояние родителей и их включенность
в онлайн – занятия в коррекционную работу
по развитию ребенка, для лучшего результата.
пятница, 7 января 2022 г.
Играем дома и учимся ориентироваться от себя и от предмета.
Простые игры помогут Вам закрепить знания
и умения у ребенка по ориентировке в пространстве от себя и от предмета.
Игра «Расставь игрушки вокруг себя»
Можно просто расставлять и раскладывать
предметы по заданию от себя, а затем рассказывать, что с какой стороны лежит,
стоит.
Игра «Где звенит?»
Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в
колокольчик (или другой звучащий предмет, держа его перед ребенком, за ним, над
и под стулом, справа и слева. Ребёнку нужно
правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).
«Учимся ориентироваться от предмета» через упражнения с игрушками, картинками, предметами
быта. Когда взрослый предлагает найти предметы, ориентируясь от конкретной
игрушки, предмета мебели, опознавательного знака поворачиваясь, шагая вновь
считая свои шаги и следя за направлением своего тела.
Главное,
Ваша фантазия уважаемые взрослые! Ваше желание уделить немного времени своему
ребенку.